Положительные результаты как результат совместной деятельности

Губернатор области - председатель Правительства Сахалинской области Александр Хорошавин выступил с традиционным отчетом об итогах развития региона за прошедший год перед депутатами Сахалинской областной Думы. 

Он отметил, что 2013 год был насыщен для области событиями в политической, экономической и социальной сфере. Важнейшим из них названа рабочая поездка на Сахалин в июле прошлого года президента РФ Владимира Путина, по итогам которой были приняты ключевые для региона решения в социально-экономической сфере. 

По приросту собственных доходов Сахалинская область находится на первом месте не только в Дальневосточном федеральном округе, но и во всей Российской Федерации.

Расходы областного бюджета составили  86,7 млрд. рублей, что почти на 29% больше уровня 2012 года.

В отраслевом разрезе состоялся ввод в эксплуатацию Киринского газоконденсатного месторождения в рамках проекта «Сахалин-3», завершилось строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, начал работать консервный завод в Озерском. Кроме того,  запущен ряд социально значимых объектов, например, таких как ледовый дворец "Кристалл", средняя школа № 8 в Холмске, музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» в Южно-Сахалинске.

В 2013 году наша область вышла на лидирующие позиции в стране по темпам прироста собственных доходов. Выросли доходы островитян, количество мер их социальной поддержки приблизилось к 30-ти. Увеличились показатели, характеризующие развитие ряда отраслей, например рыбной, сельского хозяйства и других. Говоря о налоговых платежах, поступающих  от  предприятий нефтегазового комплекса в консолидированный бюджет Сахалинской области, губернатор отметил, что он составил  38,2 млрд. рублей. Это на 50% больше по сравнению с 2012 годом.

  

В прошлом году регион достиг новой планки по объемам жилищного  строительства - 291,2 тыс. кв. м, из которых 135,5 тыс. кв. м - социальное жилье (в 1,7 раза больше, чем в 2012 г. - 81,7 тыс. кв.м.). В целом по области в 2013 году свои жилищные условия улучшили порядка 3760 семей. В транспортной отрасли было введено в эксплуатацию около 60 км дорог. Губернатор также отметил улучшение демографической ситуации в Сахалинской области: в прошлом году продолжила увеличиваться рождаемость, снижался коэффициент смертности людей. Вместе с тем, пока еще наблюдается сокращение численности населения, в основном за счет миграционного оттока. Островитяне уезжают как по причинам личного и семейного характера, так и используют возможность государственной поддержки при переселении из районов Крайнего Севера.

Что касается последнего, то здесь Правительством России принято важное решение. Начиная с 2012 года жители севера Сахалина могут реализовать свои жилищные сертификаты на юге острова. Этой возможностью воспользовались 50 человек – чуть больше четверти от числа получивших сертификаты. То есть четверть населения решила не уезжать с Сахалина.

По окончании отчета А. Хорошавин, согласно регламенту, ответил на вопросы депутатов. Такая возможность была предоставлена всем думским комитетам  и фракциями.

Так, председателя комитета по экономическому развитию Татьяну Кончеву задала вопрос о перспективах территорий по опережающему развитию (ТОР) области. По словам губернатора, эту новую экономическую модель можно рассматривать как современный инструмент реализации потенциала Дальнего Востока и создания системы, призванной создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Но законодательной базы под ТОРы пока нет, она в стадии разработки.  Привлечь инвесторов, в частности, предполагается за счет льготного налогообложения.  В Сахалинской области, по словам главы региона, в качестве ТОР рассматриваются пока две площадки – в Невельском и Холмском районах. Но возможно, что этот перечень будет расширен. 

Следующий вопрос от экономического комитета касался ценовой политики в области строительства жилья, в частности, реанимации заводов по крупнопанельному домостроению. Таких предприятий в области девять. Наиболее крупный из них – Углезаводской завод ЖБИ. В связи с отсутствием современных проектов на 9-бальную сейсмику готовых проектов нет. Но в области разработана и действует программа по строительству жилья, предусматривающая создание предприятия с широкой номенклатурой изделий.

По словам зампредседателя правительства Елены Ивашовой, у Углезаводского завода ЖБИ уже есть предложения по возрождению крупнопанельных линий с применением современных технологий.  Но необходимы расчеты и анализ экономической целесообразности проекта, его конкурентоспособности и стоимости квадратного метра.

Председатель комитета по социальной политике Владимир Иванцов задал вопрос о мерах социальной поддержки по оплате жилья сельским работникам культуры, с учетом членов семьи. Как сказал губернатор, решение  этого вопроса нужно начинать с расчета финансово-экономического обоснования, которого на сегодняшний день нет. После того, как этот документ будет готов, правительство  рассмотрит этот вопрос.

Другая тема, поднятая социальным комитетом, касалась организации охраны образовательных организаций за счет областного бюджета по единым требованиям. На сегодняшний день в области 363 детских садов, школ и учреждений дополнительного образования.  Как сказал губернатор, для решения этого  вопроса, существует несколько вариантов. Цена - от 200 до 600 миллионов рублей. Подходить к проблеме необходимо комплексно и предварительно глава региона обсудил этот вопрос с думскими фракциями. По словам А. Хорошавина, он поддерживает точку зрения, для начала обеспечить охрану  названных учреждений в Южно-Сахалинске и районных центрах (в селах ниже уровень террористической опасности), на что по подсчетам необходимо около 400 млн. рублей.

Вопрос от имени комитета по бюджету и налогам задал  заместитель его председателя Виталий Гомилевский. Поступление налогов от операторов шельфовых проектов областное министерство финансов  сейчас размещает на депозитных счетах. Что все-таки выгоднее: аккумулировать эти допдоходы, а потом выделять из них средства муниципальным образованиям для погашения задолженности или сразу выделять местным бюджетам бюджетные кредиты?

Губернатор пояснил:  специфика уплаты налогов иностранными резидентами такова, что налог на прибыль они платят один раз год, в апреле. Эти избыточные средства в мае размещаются на депозитных счетах коммерческих банков. Причем таким правом обладают только те субъекты, у которых в течение трех лет перечисления из федерального бюджета составляет менее 20 проц. от уровня собственных доходов. Первый раз таким правом наша область воспользовалась в прошлом году, заработав в результате около 500 млн. рублей. Практически вся эта сумма была распределена по муниципальным образованиям. Глава региона считает, что если есть такая возможность заработать дополнительные средства, то этим нужно пользоваться. Эти деньги муниципальным бюджетам будут очень кстати к концу года, когда возникнет необходимость расплатиться с подрядчиками муниципальных заказов.

Председатель комитета по спорту, туризму и молодежной политике Андрей Хапочкин поднял вопрос строительства дворовых площадок, быстровозводимых строительных комплексов, а также включения в областную подпрограмму "Развитие жилищного строительства" выпускников профлицеев, с целью закрепления их на предприятиях области. Площадки будут строиться, ответил А. Хорошавин, а новые спортивные вооружения возводятся почти во всех муниципальных образованиях. А что касается выпускников профессиональных учебных заведений, то, по мнению Е. Ивашовой, для того, чтобы получить жилье в рамках  региональной государственной программы, им необходимо, как минимум, создать семью. Другой путь – решать этот вопрос за счет или при помощи работодателя.

По окончании доклада глава региона также ответил на вопросы представителям фракций.  Галина Подойникова (КПРФ) выразила надежду, что проблема охраны образовательных учреждений в скором времени все же будет решена, а также пожелание, чтобы в Год культуры работники этой сферы не испытывали никаких проблем. Эдуард Таран ("Справедливая Россия") заострил внимание на организации работы  ледового комплекса "Кристалл". Лидер фракции ЛДПР Василий Шадрин от вопросов отказался, сказав, что все проблемы решаются в рабочем порядке.

От имени  фракции "Единая Россия" выступил ее руководитель Александр Кислицин. Он отметил, фракция предложила одобрить отчет губернатора, а также включить ряд рекомендаций в итоговое постановление.

В частности, при внесении поправок в бюджет 2014 года предлагается предусмотреть погашение задолженности по оплате выполненных работ предприятиям, выполняющим работы в рамках областной программы строительства социальных объектов (детские сады, школы, жилье), с отсрочкой платежей за выполненные объемы работ в 2014 и 2015 годах. А также включить в муниципальные и государственные контракты отдельный пункт, предусматривающий условия компенсации затрат за пользование кредитными ресурсами (возмещение процентной ставки по кредиту). Эти меры позволят строительным организациям поправить свое финансовое положение и получить возможность взять банковские кредиты на выполнение очередных заказов правительства области  и муниципальных образований.

Фракция также выразила обеспокоенность по поводу предполагаемой низкой наполняемости муниципальных дорожных фондов, в связи с передачей с 2014 года с областного на местный уровень транспортного налога и налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения. По мнению "Единой России" необходимо  принять меры по финансированию содержания местных дорог и их благоустройству на уровне не ниже 2013 года.

В целом депутаты отчет председателя областного правительства одобрили. Отметив, что в 2013 году Сахалинская область сохранила положительный вектор социально-экономического развития, они поддержали предлагаемые главой региона меры по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы, повышению доступности образования и здравоохранения, решения жилищных вопросов сахалинцев и курильчан.

Губернатор в своем заключительном слове поблагодарил депутатов за совместную деятельность.

В итоге его отчет был принят единогласно, 23 голосами "за".

 

 

 

 

 

Видео
30
апр

Думский вестник выпуск от 30.04.2014 г.

Стенограмма отчета Губернатора Сахалинской области - председателя Правительства Сахалинской области А.В.Хорошавина в Сахалинской областной Думе по итогам социально-экономического развития Сахалинской области в 2013 году. 17 апреля 2014 года.

 

Уважаемый  Владимир Ильич! Уважаемые коллеги!

 

В соответствии с Уставом Сахалинской области Правительство Сахалинской области  представляет Отчёт о результатах своей деятельности за 2013 год. В политической плоскости прошедший год был насыщен важными событиями. В первую очередь я хотел бы отметить визит на остров Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в июле прошлого года. По итогам поездки были приняты важнейшие решения в социально-экономической сфере островного региона.  И еще одно важное событие, которое произошло в сентябре 2013 года, - у нас состоялись выборы в органы местного самоуправления.

В 7 муниципальных образованиях избирали мэров, в 14 – депутатов Собраний. В целом, избирательная кампания в Сахалинской области прошла достаточно спокойно, в рамках правового поля, без серьезных нарушений. Важно, что были сформированы работоспособные составы представительных органов. В ряде районов к руководству пришли новые люди, со свежим взглядом на положение вещей, и самое главное, люди, которые пользуются авторитетом и доверием со стороны земляков. В прошедшем году в Сахалинской области активно развивались институты  гражданского общества.  В июле 2013 года было создано региональное отделение Общероссийского народного фронта, в состав которого вошли известные и уважаемые люди. На новый уровень вышла деятельность Общественной палаты Сахалинской области. В 2013 году большое внимание представители палаты уделили реализации майских Указов Президента России. Для поддержки социально значимых общественных инициатив региональным Правительством был разработан, а областной Думой принят ряд законов. В том числе в отношении некоммерческих организаций.  Это позволило существенно увеличить круг общественных объединений, получающих различные виды поддержки со стороны Правительства Сахалинской области. Мы также утвердили порядок формирования общественных советов. В конце  2013 года они были созданы при 25 органах исполнительной власти Сахалинской области. Хотел бы отметить, что в прошедшем году на территории островного региона сохранялось межнациональное согласие. Весомую роль в этом играют, прежде всего, национальные диаспоры.

Их представители совместно с органами власти участвовали в реализации политики адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывающих в островной регион, в том числе из государств Средней Азии и Закавказья. В 2013 году была  продолжена работа по формированию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции, по внесению изменений и дополнений в ранее принятые нормативные правовые акты. На протяжении всего года ежемесячно проводились соответствующие проверки в органах исполнительной власти области. Также была организована серия обучающих семинаров-совещаний в органах исполнительной власти области и администрациях муниципальных образований. Организованы и проведены на базе Сахалинского государственного университета курсы повышения квалификации по обучающим программам с антикоррупционной составляющей для государственных гражданских и муниципальных служащих. Принимаются меры по организации эффективного взаимодействия должностных лиц, осуществляющих функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, с общественными советами. Представители последних активно привлекаются к участию в антикоррупционных мероприятиях.

Отмечу, что в  2013 году значительно активизировалась работа антикоррупционных комиссий. Количество мероприятий  в 5 раз превысило аналогичный показатель  2012 года. Если говорить о социально-экономическом развитии Сахалинской области за 2013 год, то мы увидим  положительную  динамику основных макроэкономических показателей. Сохранение стабильной ситуации в отраслях социальной сферы.По итогам 2013 года Сахалинская область по-прежнему занимает лидирующие позиции среди регионов страны по ряду направлений.

По оценке Министерства регионального развития мы на 2 месте по сводному индексу, характеризующему ситуацию в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.

По развитию реального сектора экономики у нас 4 место. По инвестиционной привлекательности – 8, по доходам и занятости населения -  6. Мы так же на верхних строчках рейтинга по объемам инвестиций в основной капитал и строительных работ на душу населения.  По сводному индексу, характеризующему ситуацию в бюджетной системе, Сахалинская область находится на 1 месте.

Объем валового регионального продукта на душу населения составил порядка 1 млн. 300 тыс. руб, и по этому показателю Сахалинская область входит в тройку лидеров в Дальневосточном федеральном округе. Доля промышленного производства региона в ДФО составляет 35,5%. В расчете на душу населения мы являемся лидерами.

В Сахалинской области по-прежнему сохраняется низкий уровень  безработицы – 0,7%. Для сведения скажу, что в среднем по России это 1,2%. Причем отмечу, что количество официально зарегистрированных безработных к концу 2013 года сократилось более чем на 200 человек. Это примерно на 10% меньше, чем за аналогичную дату 2012 года. Важно, что стабилизируется ситуация на рынке труда в наиболее «проблемных» с этой точки зрения муниципальных образованиях. Традиционно сложный у нас Макаровский район. За последние 4 года было создано порядка 100 рабочих мест, из них более 120 постоянных. И уровень регистрируемой безработицы снизился с 11 % в 2010 году до чуть более 3,5 % - в 2013. Всего же в Сахалинской области в 2013 году было создано   порядка 3  тыс. новых рабочих мест.

Средний размер заработной платы в 2013 году вырос до 48,5 тыс. руб. и по сравнению с 2012 годом увеличился на 9,5%. Реальная заработная плата достигла более чем 102,5%. Ежемесячный доход в расчете на душу населения в среднем составил более 40 тыс. рублей, что на 19,5% больше чем в  2012 году. Если брать соотношение среднедушевых денежных доходов к  величине прожиточного минимума в области, то они превышают его в 3,7 раза. В 2012 году  – в 3,4 раза. Уровень бедности населения в 2013 году в процентном соотношении не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил примерно 11%. Но  в абсолютном выражении количество людей с низким уровнем доходов сократилось на 400 человек. 

Отдельно хочу выделить такое приоритетное направление в работе Правительства Сахалинской области как реализация указов Президента России от 7 мая 2012 года в части повышения среднемесячной заработной платы работникам бюджетной сферы.

По итогам 2013 года ситуация здесь сложилась следующая:

•              Врачи и другие работники, имеющие высшее образование в учреждениях здравоохранения – 77 тыс. руб., или 159% от средней заработной платы в регионе. Превышение планового показателя почти на 13%;

•              средний медицинский персонал – 40,5 тыс. рублей, или 85,5%. Превышение почти на 4%;

•              младший медицинский персонал - 25,2 тыс. руб., или 52% от средней по региону;

•              преподаватели школ - 51,1 тыс. рублей, что на 5,5% превышает среднеобластной уровень;

•              воспитатели в детских садах получают  в среднем 41тыс. руб. в месяц, что составляет 100,2% от уровня средней зарплаты в общем образовании;

•              преподаватели и мастера производственного обучения –- 47,6 тыс. руб., или 98,5% от средней по региону. Установленная планка превышена почти на 17,5 %;

•              социальные работники - 28,5 тыс. руб., что составляет 58,7% от среднеобластного уровня при плане – 55,6%;

•              работники учреждений культуры - 33,6 тыс. руб. или 69,3% от средней по региону при установленном показателе – 67%.

Отмечу, что и в этом году соответствующая работа будет продолжена в полном объеме.

Говоря о демографии, отмечу, что в островном регионе продолжает увеличиваться рождаемость и снижаться коэффициент смертности людей. Вместе с тем, пока еще наблюдается сокращение численности населения, в основном за счет миграционного оттока. Островитяне уезжают как по причинам личного и семейного характера, так и используют возможность государственной поддержки при переселении из районов Крайнего Севера. Что касается последнего, то здесь Правительством России принято важное решение. Начиная с 2012 года жители севера Сахалина могут реализовать свои жилищные сертификаты на юге острова. Этой возможностью воспользовались 50 человек – чуть больше четверти от числа получивших сертификаты. То есть четверть населения решила не уезжать с Сахалина.

Одной из важнейших составляющих решения демографического вопроса является социальная поддержка сахалинцев и курильчан. В 2013 году расходы бюджета области по этому направлению составили 6,7 млрд. рублей. Различные меры социальной поддержки (пособия, компенсации, ежемесячные денежные выплаты, дотации, субсидии и другие) получили 182 тыс. человек или 37% населения Сахалинской области.

С 1 января 2013 года в островном регионе начали действовать новые социальные инициативы, это:

•              ежемесячные выплаты одиноким матерям, имеющим детей, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения. Такую финансовую помощь получили почти 1100 одиноких матерей на сумму более 76 млн. рублей;

•              ежемесячные денежные выплаты в размере величины прожиточного минимума на третьего ребенка или последующих детей в многодетных семьях со среднедушевым доходом ниже среднего по региону. На эти цели было направлено 7 млн. рублей, выплату получили порядка 600 человек.

Всего же в настоящее время в регионе действует порядка 30 мер социальной поддержки. И мы продолжаем расширять рамки социальной помощи. Соответствующие поручения на этот год уже даны. Продолжается работа по улучшению жилищных условий участников, инвалидов Великой Отечественной, их вдов, жителей блокадного Ленинграда и несовершеннолетних узников фашизма.

В прошедшем году за счет средств федерального бюджета приобретено жилье для 23 ветеранов, в том числе - ветеранов боевых действий, и 10 инвалидов на общую сумму порядка 46 млн. рублей. Восьми южносахалинцам из средств областного бюджета предоставлена дополнительная социальная выплата для приобретения жилья на сумму 8 млн. рублей.

 Что касается создания безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями, то на эти цели в 2013 году было направлено  более 6 млн. рублей.

Кроме того, из резервного фонда Правительства Сахалинской области было выделено более 160 млн. рублей на такие цели как:

•              улучшение жилищных условий многодетных семей;

•              оказание помощи гражданам, нуждающимся в лечении программным гемодиализом;

•              на выплаты участникам Великой Отечественной войны ко Дню Победы;

•              лечение и реабилитацию инвалидов, приобретение реабилитационного оборудования.

Различными видами отдыха, оздоровления и занятости было охвачено более 51 тыс. детей, из них более 20 тыс. человек – юные островитяне, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то этому направлению уделяется особое внимание. В островном регионе разработан закон, предусматривающий увеличение на 50% размера денежных средств на содержание таких детей, а также детей-инвалидов. Кроме того, вводится единовременная денежная выплата опекунам (попечителям), приемным родителям, воспитывающим двоих и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на приобретение мебели в размере 100 тыс. рублей.

Отмечу, что в 2013 году новую семью обрели 453 ребенка. Всего же на начало прошедшего года в приемных и опекунских семьях в Сахалинской области воспитывалось 2136 детей. Но у нас в детских домах и школах-интернатах по-прежнему проживает еще 449 маленьких островитян. Наша основная задача – максимально сократить масштабы социального сиротства. Полагаю, что у нас есть резервы, есть возможности, чтобы придать дополнительный импульс процессу усыновления и удочерения детишек.

В 2013 году на развитие здравоохранения было направлено 12,3 млрд. рублей, что на 10,5 % больше уровня 2012 года. От общих расходов бюджета Сахалинской области это составило порядка 13%.

На Сахалине и Курилах выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи. Работает региональный сосудистый центр и 3 первичных сосудистых отделения. Открыты межмуниципальные центры: 3 онкологических - на базе Холмской, Охинской и Поронайской ЦРБ и 2 хирургических - в Тымовской и Охинской ЦРБ. Создается сеть травмоцентров на основных региональных трассах (Оха, Тымовск, Поронайск, Холмск, Корсаков, Южно-Сахалинск) для оказания специализированной помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий.

Внедрены и вдвое увеличилось количество новых методов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению. С 2013 года островной регион включен в перечень субъектов на предоставление субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов по этому направлению. Приоритетной сферой деятельности Правительства Сахалинской области является работа, направленная на охрану здоровья матери и ребенка. Все учреждения родовспоможения обеспечены современными лекарственными средствами, медицинским оборудованием. Перинатальной диагностикой охвачено более 65% беременных островитянок, состоящих на учете в женских консультациях. Что касается строительства перинатального центра, то уже определен подрядчик, который будет заниматься проектированием здания.

Также отмечу, что в 2013 году в Сахалинской области начала действовать программа кадрового обеспечения системы здравоохранения. Привлечено 56 врачей-специалистов и 18 специалистов среднего звена. В сфере образования мы значительно продвинулись в решении вопроса обеспеченности детскими садами. В 2013 году на территории островного региона введено в  эксплуатацию 6 подобных объектов и очередь для детей от 3 до 7 лет сократилась на 50% по сравнению с 2012 годом. В настоящее время охват детей дошкольным образованием в этой возрастной группе  составляет примерно 91%.

В 2014 году предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию 8 детских садов. Дополнительно будет введено 4 детских сада из числа, запланированных, но не введенных в эксплуатацию в 2013 году.

Особое внимание в прошедшем году было уделено развитию профессионального образования. На обновление материально-технической базы учреждений в 2013 году направлено порядка 270 млн. рублей. Приобретена необходимая техника, тренажеры и оборудование для учебно-производственных мастерских и лабораторий, учебная литература, мебель и так далее. В рамках Меморандума о сотрудничестве между Правительством Сахалинской области и корпорацией «Флуор Дэниел Евразия Инк» за счет средств компании построен учебный корпус подготовки сварщиков на территории Сахалинского строительного техникума. В конце марта этого года состоялось торжественное открытие учебного центра.

В сфере культуры прошедший год стал особым как с точки зрения проведения крупных международных мероприятий, так и возросших финансовых возможностей. В 2013 году расходы консолидированного бюджета Сахалинской области на эту сферу превысили 3,5 млрд. рублей, что почти на 27% больше уровня 2012 года. На модернизацию учреждений отрасли  было направлено более 320 млн. рублей. Благодаря этому свыше 50 объектов были вовлечены в процессы инфраструктурного обновления. А всего за 2011-2013 годы – 55% объектов культуры. На развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры и отраслевого образования направлено более 120 млн. рублей, что в 2,6 раза больше чем в 2012 году. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию новое здание музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». Этим событием, можно сказать, был дан старт проведению Года музеев в Сахалинской области в рамках культурной Олимпиады «Сочи-2014». После реконструкции начали функционирование клубы в с. Песчанское Анивского района и в с. Озёрское Корсаковского района. Построен дом культуры в с. Вал Ногликского городского округа.

Мы сделали серьезный шаг вперед в продвижении своих социально-культурных проектов – международных фестивалей театрального, музыкального и киноискусства, флористики, икебаны и ландшафтного дизайна.

Одним из главных событий 2013 года стала международная конференция «Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе», прошедшая под эгидой ЮНЕСКО. В ней приняли участие представители 49 стран мира.

Впервые в муниципальных образованиях прошли гастроли государственного Академического Центрального театра кукол им. С.В.Образцова, симфонического оркестра Министерства обороны Российской Федерации, концерты выдающихся исполнителей классической музыки, передвижные выставки живописи. Все это важные шаги по обеспечению равного доступа жителей Сахалинской области к культурным ценностям.

Уверен, что 2014 год, который объявлен Президентом Российской Федерации Годом культуры, даст мощный импульс развитию этой сферы и укрепит наши позиции в общероссийском и международном культурном пространстве.

   Важным итогом 2013 года стало решение федерального центра о софинансировании строительства инфраструктуры для Центра зимних видов спорта. Нас поддержали в этом и Администрация Президента и Министерство спорта России. Таким образом, Сахалинская область становится значимой площадкой для тренировок российских спортсменов и проведения соревнований самого высокого уровня. Такая тенденция наблюдается и в сфере молодежной политики. В 2013 году по поручению Президента России на Сахалине впервые прошел Дальневосточный форум «Острова». Одним из значимых результатов слета стало создание молодежного правительства Сахалинской области.

Уважаемые депутаты, реализация всех указанных направлений в сфере социальной политики стала возможной во многом благодаря значительно возросшим доходам областного бюджета. За 2013 год они  составили 84,7 млрд. рублей, что на 15,2 млрд. рублей  больше  уровня 2012 года. Это связано с улучшением экономической ситуации в регионе. У нас выросли неналоговые доходы от раздела прибыльной продукции при выполнении Соглашений по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Кроме того, в  2013 году появился новый источник доходов – налог на прибыль при выполнении Соглашений о разделе продукции по проекту «Сахалин-2». Это результат большой работы, проведенной Правительством, соответствующими министерствами и ведомствами.

В результате в 2013 году по приросту собственных доходов Сахалинская область находится на первом месте не только в Дальневосточном федеральном округе, но и во всей Российской Федерации. Расходы областного бюджета составили  86,7 млрд. рублей, что почти на 29% больше уровня 2012 года. Как и в предыдущие годы, областной бюджет был социально ориентированным. На развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальную политику направлено более 43% от общей суммы расходов.  Порядка 20% - на жилищно-коммунальное хозяйство. На улучшение качества дорожного покрытия – почти 14%. Вместе с тем, бюджет 2013 года был и бюджетом развития. Инвестиции составили 24,4 млрд. рублей или более 28% от общей суммы расходов.  Наибольший объем средств - 9,5 млрд. рублей направлен на строительство объектов социальной инфраструктуры, реконструкцию жилья и объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Уважаемые коллеги!

Одним из ключевых векторов деятельности  Правительства Сахалинской области является реализация инвестиционных проектов, где мы используем широкий арсенал мер государственной поддержки: от льгот по налогам до предоставления бюджетного финансирования в форме участия в акционерном капитале или субсидий. При этом хочу отметить, что в прошедшем 2013 году был существенный рост инвестиций в отрасли, не связанные с добычей углеводородов: в сельское хозяйство - на 94%, лесное хозяйство - в 5,9 раза, рыболовство и рыбоводство - в 2,1 раза, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 54%. Увеличение инвестиций в обрабатывающий сектор, безусловно, положительная тенденция. Диверсификации региональной экономики является приоритетом для Правительства области, и я об этом говорил уже неоднократно. 

Сегодня в различной степени реализации находится 61 крупный проект в 12 отраслях экономики стоимостью более 1 трлн. рублей. Порядка 120 проектов сопровождается на муниципальном уровне. В течение 10 лет они позволят увеличить доходы регионального и муниципального бюджета на 22 млрд. рублей и создать 13 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, в 2013 году при вашем участии был сформирован первый в истории области региональный инвестиционный фонд. Этот институт,  а также порядок использования его средств утверждены областным  законом. Уверен, это послужит хорошим импульсом для инвестиций в экономику островного субъекта.

В 2013 году продолжилась работа по формированию реестра инвестиционных площадок. То есть территории, где инвестор может незамедлительно разместить свои производственные мощности. На 1 января 2014 года мы имеем 77 площадок в 14 муниципалитетах региона. Мы существенно продвинулись в сокращении сроков получения бизнесом разрешений под строительство. Фактический срок сократился на 195 дней к нормативному.

Отдельно остановлюсь на модернизации  экспортной инфраструктуры. Долгое время федеральный бюджет не выделял финансовые средства на обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, без чего невозможно вывозить произведённый на территории островов товар в страны АТР. В 2013 году  мы добились включение в ФЦП «Государственная граница» реконструкции 9 пунктов пропуска в Сахалинской области – это 50% от всех пунктов пропуска, которые будут модернизированы в ДФО. Проведённая работа позволит к 2018 году снять практически все ограничения на пути продвижения сахалинских товаров зарубежным покупателям. Совместно с другими дальневосточными регионами в прошлом году нам удалось добиться принятия изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Это позволило обнулить с начала этого года основные налоги на территории ДФО в отношении новых инвестпроектов, направленных на переработку природных ресурсов или изготовление продукции с высокой добавленной стоимостью.

Важная часть нашей работы – внедрение регионального инвестиционного стандарта, который разработан всероссийским агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Он призван сформировать набор базовых документов, которые упрощают работу инвестора в регионах. Мы его внедряем при активном участии бизнеса. Создан специальный экспертный совет по оценке внедрения требований Стандарта,  исключительно из лиц, которые не являются сотрудниками органов государственной власти и местного самоуправления. В рамках Стандарта мы, раньше требуемого законодателем срока на полтора года, внедрили в области институт оценки регулирующего воздействия региональных нормативных актов. То есть процедуру выявления в них факторов, усложняющих предпринимательскую деятельность.

Введение данной оценки  вывело процесс проектирования нормативной правовой базы за пределы ведомственных кабинетов, создало эффективную площадку для обсуждений  с представителями бизнеса, значительно увеличило открытость нормотворческой работы. Фактически это также одна из форм борьбы с административными барьерами и неэффективным законодательством.

В целях снижения административных барьеров внедрены стандарты государственных услуг, разработан единый регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Сахалинской области по принципу «одного окна». Сформирован план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Сахалинской области. Это позволило сформировать открытую базу данных для инвесторов, которая дает оценку текущих возможностей  обеспечения инфраструктурой и ее развития со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Активную роль в развитии инвестиционного потенциала в 2013 году сыграли созданные Правительством региона институты развития.

Так, Фондом содействия развития предпринимательства в 2013 году было выдано 97 микрозаймов и поручительств на общую сумму порядка 150 млн. рублей. Это позволило 120-ти предпринимателям привлечь дополнительно почти 300 млн. рублей кредитных ресурсов.

В 2013 году приоритетными инвестиционными проектами признаны два проекта - техническое перевооружения углепогрузочного комплекса в порту «Шахтёрск», и проект по увеличению объемов добычи бурого угля на Солнцевском месторождении. Их реализация позволит увеличить пропускную способность сахалинских угольных портов более чем в 3 раза, создать более 100 новых рабочих мест,  сформировать дополнительные налоговые поступления в консолидированный  бюджет области в размере 760 млн. рублей.

В сфере международных связей и внешнеэкономической деятельности области приоритетом остается развитие международной экономической интеграции со странами  Азиатско-Тихоокеанского региона, углубление межрегиональной производственной кооперации, активизация дружественных и гуманитарных  связей с ближайшими странами-партнерами. В рамках работы по продвижения инвестиционного потенциала Сахалинской области на межрегиональных и международных мероприятиях  представителями Сахалинской области установлено около 450 контактов, заключено 65 коммерческих договоров. Что касается развития межрегионального сотрудничества, то 2013 год стал знаковым для сахалино-японских  и сахалино-хоккайдских отношений. Следуя курсу руководства страны, направленному  на развитие и углубление политического и экономического диалога с Японией, в 2013 году проведен ряд совместных  мероприятий. В их числе - презентация инвестиционного потенциала Сахалинской области в г. Токио. По итогам мероприятия были подписаны ряд важных соглашений.

 Сахалинская область и префектура Хоккайдо также отметили 15-летие со дня подписания Соглашения о дружбе и экономическом сотрудничестве. В рамках юбилейных мероприятий был подписан План развития дружественных и экономических связей на 2013 – 2017 годы между Сахалинской областью и префектурой Хоккайдо. Отмечу, что также активно развивалось сотрудничество и с другими странами АТР – Республикой Корея, КНР, другими традиционными партнерами Сахалинской области.

Если говорить о промышленной политике и развитии ведущих отраслей. Индекс промышленного производства к 2012 году составил 100,4%. В 2013 году в общем объеме отгруженной продукции доля добычи полезных ископаемых начала сокращаться и составила 92%, в 2012 году – это было более 93%. Произошел небольшой рост обрабатывающих производств – 4,8%, в 2012 году – 4%.

Отраслевой разрез. Как мы и прогнозировали, объем добычи нефти и газового конденсата в 2013 году несколько снизился (чуть более процента) по сравнению с 2012 годом и составил 13,9 млн. тонн.  В тоже время произошел рост производства  нефтепродуктов в объеме 61,1 тыс. тонн (100,8%  к 2012 г.). Добыча газа составила – 27,4 млрд. куб. м, здесь у нас увеличение почти на 2,5% к  2012 году.

В 2014 году эти тенденции сохранятся. Объем добычи нефти составит 12 млн. тонн, газа – 28,7 млрд. куб. м. А в 2015 году  нефть пойдет в рост - до 12,6 млн. тонн, газа - до 30 млрд. куб. м.

Важным событием 2013 года стал ввод в эксплуатацию Киринского газоконденсатного месторождения в рамках  проекта «Сахалин-3». В этом году предполагается введение в разработку двух месторождений – Аркутун-Дагинское  (компания-оператор проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед») и Северное Чайво (компания-оператор проекта ОАО «НК «Роснефть»).  Что касается поступлений налоговых платежей от  предприятий нефтегазового комплекса в консолидированный бюджет Сахалинской области, то он составил  38,2 млрд. рублей. Это на 50% больше по сравнению с 2012 годом.  

Угольная промышленность. В 2013 году добыча угля составила 3,8 млн. тонн, это примерно на 6% меньше, чем в 2012 году. Причины известны. Мы активно переводим на газ объекты большой энергетики, что неизбежно влечет за собой сокращение внутрирегионального спроса на твердое топливо.  Также было ликвидировано угледобывающее  предприятие ООО «Сахалинуголь-7». В тоже время сахалинские угольщики стали активнее искать рынки сбыта за пределами области. Объемы вывоза угля возросли, возросли существенно - до 2,4 млн. тонн, в том числе на экспорт - 2,3 млн. тонн. Для сравнения скажу, что в 2012 г. было менее 2 млн. тонн. Важно, что предприятия угольной отрасли проводят модернизацию горно-транспортного оборудования, приобретают новую технику. На эти цели в 2013 году было направлено более 1 млрд. рублей инвестиций. Что касается прогнозов, то в 2014 году объем добычи угля начнет возрастать и составит чуть более 4 млн. тонн, в 2015 году – 4 млн. 250 тыс. тонн.

Электроэнергетика. Для электроэнергетики Сахалинской области 2013 год стал знаковым, как с точки зрения ввода новых объектов, так и принятия важнейших решений по дальнейшему развитию отрасли. Мы завершили строительство 4-го энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. В результате установленная электрическая мощность станции увеличилась  до 455 МВт и тепловая – до 542,5 Гкал/час. Это позволило полностью решить проблему отключения электроснабжения потребителей по причине дефицита мощности. Если в 2010 году вводилось 21 ограничение, то в 2013 году ни одного. Для обеспечения надежности энергетической системы островного региона продолжалась реконструкция Охинской ТЭЦ. Велось проектирование и инженерные изыскательские работы по реконструкции Ногликской газовой электрической станции. Мы также приступили к модернизации электросетей. Идет строительство  высоковольтных линий «Южная» - «Хомутово-2» - «Корсаковская»; «Макаров - Ильинск», «Петропавловская» - «Невельская».  Всего построено более 40 км линий электропередач. В 2013 году принято окончательное решение о строительстве ГРЭС-2 в с. Ильинское. За счет средств ОАО «РАО ЭС Востока» разработана проектная документация.

 В настоящее время она проходит государственную экспертизу (ожидаемый срок окончания – апрель 2014 года). После всех согласований мы приступим к созданию необходимой производственной и социальной инфраструктуры. Еще один проект, который мы активно прорабатывали в 2013 году как на федеральном, так и международном уровне – это  «Энергомост Сахалин – Япония». По объекту приняты предварительные решения - это будет выделенная генерация, линии электропередач переменного и постоянного тока. Определены  наиболее перспективные площадки размещения объектов генерации. Их отбор проходил с участием японской стороны в ноябре прошлого  года. Имеется финансово-экономическая  модель проекта. Кроме того, Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке предложения по включению энергомоста в перечень мероприятий государственной программы по развитию Дальнего Востока.

Лесопромышленный комплекс. В лесопромышленном комплексе в 2013 году увеличились объемы производства деловой древесины и пиломатериалов на 15 и 26% соответственно по сравнению с 2012 годом. В 2013 году предприятия лесопромышленного комплекса приступили к освоению технологий по производству сушеных пиломатериалов, в том числе инновационных для Дальнего Востока - сушеного бруса. А также приняли участие в реализации программ по строительству жилья. Лесопромышленными компаниями в Сахалинской области было построено 4,2 тыс. кв. метров деревянных жилых домов. У нас активно занимаются этим Тымовский район, Смирныховский район и ряд других муниципальных образований.

Говоря в целом о жилищном строительстве, то в 2013 году мы вышли на новую планку по вводу жилья - 291,2 тыс. кв. м. Из них 135,5 тыс. кв. м  - социальное жилье. Это  в 1,7 раза больше, чем в 2012 году (было примерно 82 тыс. кв.м.). Индивидуальными застройщиками за счет собственных средств и кредитных ресурсов введено примерно 115 тыс. кв. м жилья. Коммерческое составило 41 тыс. кв. м. В целом по области в 2013 году свои жилищные условия улучшили порядка 3760 семей.

Что касается строительства и реконструкции социальных объектов, то в рамках областной адресной инвестиционной программы на эти цели было направлено 24,5 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 110 объектов, в том числе 27 пусковых.

Наиболее крупные из них:

•              крытый ледовый дворец в г. Южно - Сахалинск;

•              площадь Славы  в г. Южно - Сахалинск и стадион «Водник» в г. Корсаков после реконструкции;

•              средняя общеобразовательная школа № 8 в г. Холмск, где проводилось сейсмоусиление;

•              объекты в с. Китовое;

•              автомобильная дорога Южно-Сахалинск – Оха (построено порядка 40  км.).

В 2013 году на территории Сахалинской области осуществлялась реализация 8 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования за счет всех источников – 10,3 млрд. рублей. 

В их рамках велись:

•              газификация Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (4-ый энергоблок);

•              реконструкция системы водоснабжения в Долинске и автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха.

Целый ряд других. 

Введены:

•              автомобильная дорога Южно-Курильск – Головнино и грузовой пирс в бухте Крабовой (с. Крабозаводское).

Строительная отрасль Сахалинской области во многом зависит от поставок материалов с материка. Наша основная задача – создать собственный рынок строительных материалов, что позволит сократить сроки строительства, снизить стоимость жилья или, по крайней мере, остановить его рост. Хочу отметить, что в 2013 году в островном регионе более чем на 50% по сравнению с 2012 годом увеличилось производство цемента, его объемы вышли на уровень порядка 80 тыс. тонн. В мае прошлого года в городском округе «Долинский» введен в эксплуатацию  кирпичный завод мощностью 20 млн. штук условного кирпича. Кроме того, продолжается строительство завода по производству блоков из автоклавного газобетона мощностью 100 тыс. куб в Дальнем.

Транспортный комплекс. В транспортном комплексе Сахалинской области в 2013 году мы наблюдали увеличение объемов перевозок грузов почти на 3%, общий пассажирооборот вырос практически на 13% по сравнению с 2012 годом. В сфере железнодорожного транспорта в 2013 году было переустроено на широкую колею 50,5 км дорог, введено в эксплуатацию 3 железнодорожных моста, установлены лавинно-защитные сооружения на перегоне Пугачево-Заозерное. На обеспечение морского транспортного сообщения с Курильскими островами из областного бюджета выделены субсидии в объеме более 200 млн. рублей.  Приобретено морское судно ледового класса «Поларис» вместимостью 76 пассажиров. Мы также внесли предложения в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов 2016-2020 гг.» по строительству трёх судов для транспортного обеспечения Курил, а также очистке акватории морских терминалов Курильских островов от затонувших судов.

Что касается воздушного транспорта, то здесь важнейшими событиями 2013 года стали создание единого дальневосточного авиаперевозчика авиакомпании «Аврора» и передача аэропортов Сахалина и Курил из федеральной в областную собственность. Это позволит нам приступить к модернизации аэропортового хозяйства островного региона, обновить парк воздушных судов, повысить безопасность полетов и расширить их географию.

Применительно к дорожному хозяйству скажу, что в  2013 году в островном регионе введено в эксплуатацию порядка 60 км. дорог, в том числе почти 40 км на трассе Южно-Сахалинск – Оха и более 10 км на Южных Курилах. Отремонтировано более 11 км дорог в населенных пунктах области. Всего на эти цели было направлено 8,8 млрд. рублей. В целом, выполненные работы позволили довести капитальность покрытий автодорожной сети почти  до 45%, (в среднем по России – 60%, и здесь нам предстоит еще серьезно поработать), мостовых сооружений до 99,2% (в среднем по России – 82%), улучшить условия и безопасность дорожного движения.

Жилищно-коммунальное хозяйство. В сфере ЖКХ в 2013 году в островном регионе действовали 5  областных целевых программ, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, капитальный ремонт и реконструкцию жилого фонда. Общий объем финансирования составил порядка 2,5 млрд. рублей.

Проведен значительный объем работ:

•              по реконструкции водозабора «Березовая роща» в Южно-Сахалинске, системы водоснабжения в Томари;

•              проведена модернизация системы теплоснабжения в пгт. Ноглики;

•              построена станция обезжелезивания в пгт. Тымовское;

•              по реконструкции водоснабжения г. Корсакова.

Что касается мероприятий по энергосбережению, то:

•              разработаны  схемы теплоснабжения 15 населенных пунктов (в 5 МО схемы находятся в стадии разработки);

•              разработана программа развития малой энергетики Сахалинской области;

•              созданы Единая региональная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (ЕРИС), а также Интернет-портал «ЖКХ и Энергоэффективность»;

•              приобретены необходимое оборудование и материалы.

В 2014 году на реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности из бюджета Сахалинской области планируется направить  свыше 1 млрд. рублей, из средств федерального бюджета предусмотрено примерно 190 млн. рублей. Проблем в сфере ЖКХ остается еще немало. Вместе с тем опросы жителей Сахалинской области показывают, что островитяне видят усилия жилищно-коммунальных служб по повышению качества работы. Порядка 60% населения отмечают улучшение ситуации по таким направлениям как отопление и водоснабжение, но достаточно большое количество населения Сахалинской области недовольно деятельностью управляющих компаний по содержанию жилфонда. И здесь необходимо серьезно работать с привлечением общественных и экспертных советов. В качестве положительного момента отмечу, что в 2013 году в Сахалинской области, согласно статистическим данным, сократилась доля убыточных предприятий жилищно-коммунального хозяйства с 44,4% до 20%.

В 2013 году в Сахалинской области начала действовать государственная программа по развитию сельского хозяйства, рассчитанная до 2020 года. Она направлена как на поддержку крупных сельхозтоваропроизводителей, так и малых форм хозяйствования. За первый год реализации в отрасль было вложено 1,1 млрд. рублей. В результате по основным показателям мы наблюдаем рост. По сравнению с 2012 годом увеличилось производство овощей, мяса, молока, яиц, поголовье крупного рогатого скота, численность птицы. Пока еще остаются проблемы с объемами сбора картофеля, здесь снижение на 0,5%, и сокращением численности поголовья свиней.  Уверен, что эти и другие вопросы в скором времени будут решены. В 2013 году мы приступили к реализации порядка 10 инвестиционных проектов как в растениеводстве, так и животноводстве. Они направлены на реконструкцию и строительство тепличных комплексов, овощехранилищ, птичников, молочно-товарных и свиноферм. Ожидаем, что в 2014 году темпы роста производства продукции сельского хозяйства составят не менее 4%.

Рыбохозяйственный комплекс. Для рыбохозяйственного комплекса 2013 год стал особенно удачным. Объем добычи рыбы составил 773,3 тыс. тонн. Таких уловов у нас не было с советских времен. Считаю, что это результат комплексной работы, начиная от искусственного воспроизводства водно-биологических ресурсов до создания новых мощностей по добыче и переработке рыбы и морепродуктов. В этой связи отмечу, что в прошедшем году мы ввели в эксплуатацию консервный завод в с. Озерское. Он стал заключительным звеном в формировании полноценного рыбохозяйственного кластера на территории островного региона. Ранее были построены глубоководный причал на Шикотане и холодильник на 4 тыс. тонн единовременного хранения рыбопродукции в г. Корсаков. Этот проект мы реализовывали на основе государственно-частного партнерства с компанией «Гидрострой». Если говорить об общем объеме инвестиции в основной капитал по отрасли, то он составит, по оценке, около 2 млрд. рублей.

Несколько слов о социально-экономическом развитии Курильских островов.

Уважаемые коллеги, убежден, что за последние несколько лет  курильчане почувствовали, что государство поменяло свое отношение к островам и стало значительно больше вкладывать средств в развитие этих территорий. Мы это видим по конкретным результатам. Растет рождаемость, уменьшился миграционный отток населения. Развиваются учреждения социальной сферы, повысилось качество услуг ЖКХ. Во многом это результат реализации федеральной целевой программы по развитию Курильских островов. В ее рамках объем капитальных вложений составляет порядка 28 млрд. рублей. Из них 76% - это средства федерального бюджета, 17% - областные деньги, около  7% - из внебюджетных источников.

Капитальные вложения на реализацию программных мероприятий в 2007-2013 годах составляют 23,1 млрд. рублей, из них:

•              средства федерального бюджета – 18,1 млрд. рублей;

•              консолидированного бюджета области – 3,5 млрд. рублей;

•              внебюджетные средства – 1,5 млрд. рублей.

Был сделан значительный объем работ. Из 38 мероприятий Программы на данный момент 25 уже завершены  в топливно-энергетическом и транспортном комплексах, в рыбном хозяйстве, социальной сфере.

Но на этом останавливаться мы не намерены. Как вы знаете, 16 июля 2013 года в Южно-Сахалинске Президент России Владимир Владимирович Путин провел совещание, посвященное перспективам развития островного региона. На нем я поднял вопрос о продлении срока действия федеральной целевой программы до 2025 года и предложил увязать ее реализацию с государственной программой по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Президент нас поддержал и дал поручение подготовить соответствующие предложения в новую редакцию программы на период до 2025 года. Проект программы подготовлен и внесён координатору программы –  Минвостокразвития России. Сейчас идут активные консультации.  По результатам согласования проект постановления об утверждении новой редакции программы будет внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Уважаемые коллеги, в завершение своего отчета хочу поблагодарить депутатов Сахалинской областной Думы за конструктивную и плодотворную работу в 2014 году. При вашей поддержке были приняты десятки важнейших социальных законов, которые позволили значительно улучшить качество жизни наших земляков. Надеюсь, что эту практику мы продолжим и в этом году. Спасибо.

Теги:
 

Сообщить об ошибке

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl+enter.

Об использовании информации сайта

Все материалы официального сайта Сахалинской областной Думы могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Сахалинской областной Думы не требуется.

Яндекс.Метрика

Индекс  цитирования