Работа с обращениями Сахалинской областной Думы в федеральные органы государственной власти Российской Федерации в 2019 году

 

В 2019 году Сахалинская областная Дума приняла 4 обращения в федеральные органы государственной власти Российской Федерации (в 2018 году - 16).

На 6-м заседании 5-й сессии принято обращение Сахалинской областной Думы к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Патрушеву Д.Н. по вопросу о скорейшем принятии подзаконных нормативных правовых актов в области рыболовства и рыбоводства (постановление от 07.03.2019 № 5/6/71-7).

В своем обращении депутаты областной Думы проинформировали министра о том, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года отдельных положений Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области возникла угроза невозможности осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб, в том числе таких социально значимых, как тихоокеанские лососи.

Законом о рыболовстве, с учетом вступивших в силу изменений, предусмотрено, что добыча водных биологических ресурсов, общие допустимые уловы которых не устанавливаются, осуществляется только в режиме промышленного рыболовства. До вступления в силу указанных изменений добыча (вылов) водных биологических ресурсов, общие допустимые уловы которых не устанавливаются (в том числе анадромных видов рыб), осуществлялась как в режиме промышленного рыболовства, так и в режиме прибрежного рыболовства.

Согласно части 6 статьи 291 Закона о рыболовстве добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется только при наличии договора пользования рыболовным участком для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб.

В Сахалинской области по состоянию на 31 декабря 2018 года заключено 570 договоров о предоставлении в пользование рыбопромысловых участков (далее также - РПУ), в том числе 282 РПУ - для осуществления прибрежного рыболовства. На указанных РПУ до 1 января 2019 года законодательством давалось право на добычу (вылов) анадромных видов рыб.

С 1 января 2019 года возможность добычи (вылова) анадромных видов рыб на РПУ для осуществления прибрежного рыболовства определена статьей 61 Закона о рыболовстве.

Так, частью 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю до дня вступления в силу положений данной статьи предоставлено право на добычу (вылов) анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 291 Закона о рыболовстве, для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации или в территориальном море Российской Федерации на основании договора о предоставлении РПУ, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении РПУ.

В части 2 статьи 61 указано, что переоформление таких договоров осуществляется в срок до 1 января 2020 года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Но до настоящего времени такой порядок не принят.

Далее, в части 4 статьи 61 определено, что до переоформления договоров о предоставлении РПУ в порядке и сроки, которые указаны в части 2 данной статьи, на таких РПУ юридические лица или индивидуальные предприниматели осуществляют промышленное рыболовство в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 291 Закона о рыболовстве.

В то же время, по информации агентства по рыболовству Сахалинской области, Сахалино-Курильским территориальным управлением Росрыболовства было отказано в предоставлении рекомендаций в отношении юридических лиц - пользователей РПУ в случаях, если РПУ предоставлены для осуществления прибрежного рыболовства.

Сложившаяся ситуация вызвала обоснованное социальное напряжение в рыбацком сообществе Сахалинской области.

Кроме этого, в обращении было отмечено, что согласно статье 21 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые заключили договоры на искусственное воспроизводство анадромных видов рыб, перечень которых утвержден в соответствии со статьей 291 Закона о рыболовстве, и осуществляли за счет собственных средств искусственное воспроизводство анадромных видов рыб на водном объекте рыбохозяйственного значения или его части во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, с использованием принадлежащих им зданий, сооружений и другого имущества для выращивания, содержания, выпуска и осуществления иной деятельности в отношении анадромных видов рыб, имеют право на заключение договора пользования рыбоводным участком для осуществления пастбищной аквакультуры в отношении анадромных видов рыб без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы, предусмотренной частью 1 статьи 9 Закона об аквакультуре. Порядок заключения указанных договоров устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, однако такой порядок не был установлен.

В целях недопущения срыва промысла анадромных видов рыб в Сахалинской области и обеспечения своевременного заключения договоров пользования рыбоводным участком для осуществления пастбищной аквакультуры в отношении анадромных видов рыб Сахалинская областная Дума предложила принять меры по ускорению принятия порядка переоформления до 1 января 2020 года юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства без проведения торгов на оставшуюся часть срока действия договора в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 291 Закона о рыболовстве, а также порядка заключения договора пользования рыбоводным участком, указанного в части 3 статьи 21 Закона об аквакультуре, заключаемого с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на оставшуюся часть срока действия заключенного договора на искусственное воспроизводство анадромных видов рыб, перечень которых утвержден в соответствии со статьей 291 Закона о рыболовстве.

На 8-м заседании 5-й сессии принято обращение Сахалинской областной Думы к Председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаеву Н.П. о дополнении проекта федерального закона № 669567-7 "О внесении изменений в Федеральный Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" положением, предусматривающим отложенный срок вступления его в силу (постановление от 04.04.2019 № 8/5/101-7).

В своем обращении депутаты областной Думы информировали, что Государственной Думой 4 апреля 2019 года планировалось рассмотрение в первом чтении проекта федерального закона № 669567-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (далее - законопроект).  

Отзыв Сахалинской областной Думы на законопроект, по существу совпадающий с позицией Правительства Сахалинской области, был изложен в постановлении  Сахалинской областной Думы от 21.02.2019 № 5/5/59-7 "О предложении Сахалинской областной Думы к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" с учетом регулирующего воздействия данного проекта федерального закона на социально-экономическое развитие Сахалинской области и деятельность субъектов рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области" (далее - постановление областной Думы), которое направлено Министру сельского хозяйства Российской Федерации Патрушеву Д.Н., а также размещено в установленный срок на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для учета позиции Сахалинской областной Думы в рамках публичного обсуждения законопроекта.

Депутаты областной Думы отметили, что в Сахалинской области проектируемое регулирование повлечет потерю не менее 2000 рабочих мест (без учета потери рабочих мест в смежных отраслях). Одновременно произойдет снижение платежей в консолидированный бюджет Сахалинской области по сборам за пользование объектами водных биоресурсов, налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций (около 500 млн руб.).

Кроме того, предприятиями, осуществляющими добычу (вылов) краба на территории Сахалинской области, ведется активная инвестиционная деятельность по строительству объектов инфраструктуры, развитию туристского, гостиничного и спортивного комплексов. За прошедшие три года вложено порядка 9 млрд руб. и планировалось вложить еще не менее 7 млрд руб. Изъятие половины квот добычи (вылова) краба приведет к приостановке реализации отдельных инвестиционных проектов в сфере рыболовства и социальной сфере, и, соответственно, в развитие области не будут вложены заявленные 7 млрд руб.

Доводы о негативном влиянии принятия законопроекта на социально-экономическое развитие Сахалинской области и деятельность субъектов рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области, изложенные в постановлении областной Думы, были учтены в заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" от 5 марта 2019 года № 6382-СШ/Д26и (далее - заключение).

В заключении констатировалось наличие в законопроекте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Отмечалось, что применение положений законопроекта может привести к существенным социальным и экономическим последствиям для регионов Дальневосточного и Северного рыбохозяйственных бассейнов. Также отмечался недостаточный анализ последствий принятия законопроекта, проведенный разработчиком.

Кроме того, в пункте 5 заключения было указано: "Проектом акта не предусматривается переходного периода. Между тем новое регулирование требует достаточного периода как для возможности адаптации хозяйствующих субъектов к новому регулированию, так и для подготовки и принятия нормативных правовых актов, отсылочные нормы на которые предусмотрены проектом акта.".

Депутаты Сахалинской областной Думы поддержали выводы Минэкономразвития России, изложенные в заключении, и посчитали обоснованной необходимость установления переходного периода при реализации положений законопроекта, ухудшающего регуляторную среду для субъектов бизнеса в сфере рыболовства.

В своем обращении депутаты просили учесть позицию Сахалинской областной Думы при рассмотрении законопроекта и предусмотреть дополнение законопроекта положением, устанавливающим отложенный срок вступления законопроекта в силу не менее чем два года.

Принят Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", поправки Сахалинской областной Думы не учтены.

На 10-м заседании 5-й сессии принято обращение Сахалинской областной Думы к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Патрушеву Д.Н. по вопросу о регулировании промысла кукумарии в Восточно-Сахалинской подзоне (постановление от 18.04.2019 № 5/10/106-7).

В своем обращении депутаты областной Думы проинформировали, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 года № 2569-р "Об утверждении перечней видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство" с 1 января 2019 года кукумария не включена в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется прибрежное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море, открытом море и районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, но входит в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море, открытом море и районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Однако согласно пункту 12.7 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года № 385 (далее - Правила рыболовства), запрещается осуществлять добычу (вылов) всех видов водных биоресурсов тралящими орудиями добычи (вылова) в Восточно-Сахалинской подзоне (за исключением судов, осуществляющих добычу (вылов) минтая, бычков, камбал дальневосточных, наваги и кукумарии в целях прибрежного рыболовства):

в заливе Анива к северу от параллели 46°00' с.ш.;

в заливе Терпения к северу и западу от линии, соединяющей мыс Свободный, мыс Терпения.

На обращение Правительства Сахалинской области в Минсельхоз России по данному вопросу был получен ответ Федерального агентства по рыболовству (письмо от 14.03.2019 № 2464-ПС/У04), из которого следует, что  сахалинские предприятия, за которыми закреплены доли квот добычи (вылова) кукумарии в Восточно-Сахалинской подзоне, смогут осуществлять добычу (вылов) кукумарии только после внесения в пункты 12.7 и 13.8 Правил рыболовства изменений, предусматривающих возможность осуществления промышленного рыболовства в отношении кукумарии в заливах Анива и Терпения Восточно-Сахалинской подзоны.

Учитывая указанные обстоятельства, в Сахалинскую областную Думу обратилось руководство правления Союза рыболовецких колхозов России, обеспокоенное риском неосвоения квот на вылов (добычу) кукумарии сельскохозяйственным производственным кооперативом "Рыболовецкий колхоз "Дружба": дата начала промысла наступила 1 апреля 2019 года, однако фактически предприятие приступить к добыче (вылову) кукумарии не могло. Невозможность начала промысла повлекла простой в работе 10 судов типа МРС и остановку берегового рыбоперерабатывающего цеха, в результате чего 300 человек могли лишиться работы.

В такой же ситуации находились еще девять хозяйствующих субъектов Сахалинской области, за которыми закреплены доли квот добычи (вылова) кукумарии в морских водах Восточно-Сахалинской подзоны.         

С целью недопущения срыва путины и неосвоения квот на добычу (вылов) кукумарии, учитывая высокую социальную значимость решения данного вопроса, депутаты просили Д.Н.Патрушева, рассмотреть возможность ускорения внесения изменений в Правила рыболовства либо принятия иного правового акта, предусматривающего возможность осуществления промышленного рыболовства в отношении кукумарии в Восточно-Сахалинской подзоне.

На 3-м заседании 7-й сессии Сахалинской областной Думы принято обращение к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Якушеву В.В. по вопросу внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (постановление от 19.09.2019 № 7/3/286-7).

Принятие указанного обращения было обусловлено следующим.

В части 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено обязательство на внеочередное предоставление инвалидам места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи места их жительства с учетом соблюдения градостроительных норм. Данная норма указанного федерального закона является очень важной для имеющих транспортные средства инвалидов, которых только на территории Сахалинской области насчитывается более 3000 человек.

Ввиду того, что с 1 марта 2015 года статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющая порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", на территории Сахалинской области возникла проблема с размещением нестационарных гаражей, принадлежащих инвалидам. В пункте 2 статьи 393 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания продажи земельных участков без проведения торгов, инвалиды не определены как лица, имеющие право на приобретение земельных участков без проведения торгов для размещения на них гаражей.

Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от
3 декабря 2014 года № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 1300) во исполнение требований пункта 3 статьи 3936 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень). Нестационарные гаражи для автотранспорта, принадлежащего инвалидам, в Перечне отсутствуют. В целях реализации приведенной нормы Земельного кодекса Российской Федерации Сахалинской областной Думой был принят Закон Сахалинской области от 30 декабря 2015 года № 132-ЗО "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Сахалинской области". Этот закон устанавливает порядок и условия размещения тех объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации № 1300.

Таким образом, вопрос размещения нестационарных гаражей, установка которых не требует предоставления земельных участков и установления сервитутов, в пределах территорий населенных пунктов вблизи места жительства инвалидов не урегулирован на федеральном уровне.

На основании изложенного, в связи с многочисленными обращениями инвалидов Сахалинская областная Дума просила рассмотреть вопрос о подготовке и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 1300, дополнив Перечень видом объекта "Временный гараж для автотранспорта инвалидов".

17 октября в Сахалинскую областную Думу поступил ответ и.о.директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации О.А.Дашковой, в котором сообщено следующее.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых она расположены" (далее – законопроект).

Законопроектом предлагается осуществлять размещение некапитальных гаражей на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Также законопроектом предусмотрено, что размещение на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, некапитальных гаражей осуществляется на основании утверждаемой органом местного самоуправления схемы размещения таких объектов в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законопроектом предусмотрено внеочередное право инвалидов на использование земельного участка для размещения некапитального гаража без предоставления земельного участка, а также на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства индивидуального гаража.

Таким образом, вступление в силу указанных положений законопроекта позволит урегулировать вопрос о размещении некапитальных гаражей вблизи места жительства инвалидов без предоставления земельных участков и установления сервитута.

 

Сообщить об ошибке

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl+enter.

Об использовании информации сайта

Все материалы официального сайта Сахалинской областной Думы могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Сахалинской областной Думы не требуется.

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования